Узнай как шахматы влияют на интеллект…
В научном мире достаточно много исследований проводилось на тему влияния шахмат на интеллектуальное развитие человека. Результаты одного из них проводившегося в Венесуэле приведены ниже.
В ходе эксперимента,члены комиссии состоящей из педагогов и ученных,вели наблюдения за двумя группами учащихся,причём все ребята проходили обычный курс школьного обучения,однако в одной из групп дети дополнительно совмещали учёбу с усиленными занятиями шахматами.
Через пол года после начала исследования было проведёно тестирование обеих групп. Внимательно изучив его результаты,специалисты пришли к выводу,что скорость интеллектуальной реакции у ребят,активно игравших в период наблюдения в шахматы,повысилась почти на 40%.
(Подробнее –см. “Советский спорт”от 20.06.1987).
Шахматы тренажер для мозга?
Уже давно было замечено,что развивающее влияние шахмат особенно проявляется у детей в возрасте примерно 7-12 лет. Почему именно в этом возрасте? За ответом на этот вопрос обратимся к психологическим исследованиям мышления. Вслед за овладением громадной знаковой системой родного языка,завершающимся у ребенка примерно в 5 лет,начинает развиваться следующий чрезвычайно важный процесс,процесс переведения действий с практического уровня на формальный,осуществляемый с помощью оперирования его знаками.
Экскурс в теоретическую психологию определяет возможность не только ответа на ранее поставленный частный вопрос,почему занятия шахматами особенно полезны в возрасте 7–12,но и построить разумные,качественно определенные цели их введения в обычную школу.
Действительно,шахматы – это как бы самим Богом созданный материал или модель для развития способности действовать в уме. Отмеченные этапы формирования такой способности на шахматном материале легко и логично реализуются для развития самой игры.
Так,например,их легко проиллюстрировать на задаче попасть конем с поля А1 на поле С3,не выходя из квадрата,вершинами которого являются эти поля. Отметим,что эта небольшая задача была,в частности,экспериментальным полигоном для отработки одной из психологических теорий интериоризации.
(Подробнее см. “Шахматы:наука,опыт,мастерство:Практическое пособие”/Под ред. Б.А. Злотника. –М.:Высшая школа,1990,с. 41-53).
Как улучшить память ребенку?
Ребёнку с плохой памятью трудно соображать и мыслить . Меня давно беспокоил вопрос,как укрепить и развить память детей,обогатить её понятиями,истинами и обобщениями,которые всегда могли бы быть использованы в качестве орудия мышления…
В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. В нашей “Школе радости”играть в шахматы уже научились Шура,Галя,Серёжа,Юра,Ваня,Миша и другие дети. Мальчики и девочки часто засиживались за шахматной доской. Игра в шахматы дисциплинировала мышление,воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь –это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами,я видел,как дети мысленно воссоздают положение,которое было,и представляют то,что будет.
Очень хотелось,чтобы за шахматную доску сели Валя,Нина и Петрик. Я учил их игре,и дети думали над очередными ходами. Шахматная доска помогла мне открыть математическое мышление Любы и Павла. До игры в шахматы (эти дети начали играть в 3 классе) я не замечал остроты,цепкости их мысли. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.
Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе,где интеллектуальное воспитание занимает особое место,требует специальных форм и методов работы.
(Подробнее –см. В.А.Сухомлинский “Сердце отдаю детям”,Кишинёв:Лумина,1978,с.131-132).
“Таблетка под названием “шахматы”
Эта древняя игра способствует развитию интеллекта ребенка. Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно.
Древняя игра,как объяснил мне старший тренер ДЮСШ № 3 г. Киева,кандидат в мастера спорта Геннадий Плостак,оказывает колоссальное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка,которые крайне необходимы в современном мире.
Например,вырабатывает умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Шахматы также приучают детей к микрострессам,ибо каждая проигранная партия и есть микростресс. Замечено,что шахматисты не теряются в критических ситуациях,не впадают в панику,а думают,ищут выход. Общеизвестно также,что шахматы учат логически мыслить,а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся,без проблем поступают в институты,делают прекрасную карьеру.
— Более того,шахматы полезны и с медицинской точки зрения,— рассказывает Геннадий Яковлевич. — Если ребенок непоседлив,не может сосредоточиться,то после занятий в кружке он постепенно избавляется от этих недостатков. Уместно в этой связи вспомнить знаменитую фразу Александра Алехина:“С помощью шахмат я воспитал свой характер”.
Словом,польза от шахмат — огромная,а затраты на них — минимальные. На Западе,да и на Востоке,в развитие детского шахматного спорта сегодня вкладываются огромные деньги. Этот интерес лет восемь назад был сильно подогрет опубликованным в прессе докладом ЮНЕСКО о результатах специального исследования о влиянии шахмат на развитие ребенка.
В исследовании принимали участие американские научные светила и представители Шведской королевской педагогической академии. Вывод был сделан однозначный — польза от этой игры несомненная. Так что детские шахматы теперь занимают в досуге ребят чуть ли не ведущее место. Вводятся они и как отдельный предмет в школьные программы. Ибо эта игра — своего рода уникальная,волшебная “таблетка”,которая показана всем без исключения детям — физически слабым и сильным,умным и не очень,с плохим зрением и с хорошим…А какова ситуация с детскими шахматами у нас?
— Если прежде представители стран СНГ были намного сильнее всех,то сейчас титулы чемпионов мира завоевывают спортсмены из Индии,Китая,— рассказывает Геннадий Плостак. — Но больше всего меня поразил Иран. Шахматы там разрешили всего 7 лет назад,а в 2000 году у них уже появилась первая чемпионка мира — девочка.
Татьяна Хлебникова,Украина,24.01.2004