Личные впечатления.

Место: город Харьков, Алексеевка, летний лагерь школы 159.

С кем: дети, закончившие первый класс, пять девочек и около девяти мальчиков.

Захожу в небольшой муравейник, молча расставляю фигуры, не привлекая внимания.

Кто-то видит, кричит: это не настоящие шахматы, кто-то – так интереснее, кто-то занимается своими делами, гул продолжается.

Громко командую: Дети, встали! Все тихо встают, я представляюсь.

Добрый день, сегодня мы с вами играем в интеллектуальные игры, т.е. такие, которые потребуют вашего внимания и хорошей памяти. Меня зовут Александр, можно просто: мастер Александр. Я волшебник и буду учить вас волшебству.

DSC03987Показываю колоду карт: все знают, что карты делятся, как минимум по цветам – черные и красные? – Да.

Показываю пару раз фокусы, где на их глазах, черная карта становится красной и наоборот. Потом объясняю правила первой игры: берем 5 красных карт и 5 черных. Мешаем их.

Мне нужны два человека, которые будут соревноваться во внимательности. Я спрашиваю,  какая карта – вы отвечаете: красная или черная, кто больше угадает – тот выиграл.

DSC03985Назначаю судей, которые будут следить за количеством правильно угаданных карт, пытаюсь задействовать больше детей.

Карты раскладываю таким образом, чтобы можно было посчитать какого цвета последние карты. Естественно дети пытаются просто угадывать. Обращаю их внимание на то, что можно было просчитать оставшиеся карты.

Меняю соревнующихся и сокращаю количество карт до 3 красных и 3 черных. По пять было сложно, в следующий раз начну с 3, по ходу буду усложнять.

Соперники по-прежнему пытаются просто угадывать, но есть и те, кто понял, что нужно считать вышедшие из игры карты. Обращаю еще раз на этот факт внимание и меняю соперников. На этот раз дело идет лучше.

Вопрос: когда будем играть в шахматы?

А вот, прямо сейчас и будем.

DSC03984Выбираю из активных детей капитанов команд и предлагаю по очереди сформировать свою команду. Капитаны выбирают своих друзей, девочки сидят в сторонке. Я напоминаю, что играть будем не в футбол, а в шахматы, где потребуется не сила а ум. По ходу выбора, смотрю, чтобы в каждой команде были дети, которые умеют играть в обычные шахматы. Команды сформированы, начинаем.

Объясняю особенности шахмат на троих: королева и король, триагонали и понятие баланса.

Играем вариант: каждый за себя. Диктую правила: обсуждение командой, ходит капитан. После нескольких разменов, дети начинают понимать, что в выигрыше тот, кто не участвует в размене.

Девочки начинают скучать и пытаются заниматься своими делами: добавляю правило – команда имеет право на ход королевой, только в том случае, если девочки команды не возражают. Почему? Ответ очевиден, потому, что король обязан советоваться с королевой.DSC03983

Девочки начинают чувствовать себя царственными особами, игра продолжается веселее. Теперь участники команд пытаются договориться с девочками другой команды, чтобы она не давала согласие на ход фигурой королевы. Иногда, так и происходит. Игра становится более динамичной. Страсти накаляются, за столом начинаются реальные потасовки.

Всех поднимаю – пять минут перерыв, все смотрят фокусы. Потом продолжаем. Времени  чуть больше часа, советую идти в размен – уже видно, кто выиграет. Предлагаю боевую ничью. Никто не согласен – все хотят определить победителя. Еще десяток ходов и становится понятно, одной стороне поставлен мат – у другой никаких шансов.

Заканчиваем игру. Вопросы – где можно купить такие шахматы и т.д. Оставляю учителю телефон. Женщина-педагог в восторге. Через неделю два занятия  с третьими классами.

Мои впечатления – есть умные дети, очень мало, но есть. Один, два. Остальных не разглядел, возможно. Есть перспективные, с остальными работать гораздо труднее.

Дети, на то и дети, чтоб в детстве сеять зерна мудрости в эту почву. Не все цветы должны давать семена. Не на каждый цветок сядет пчела. Некоторые будут просто пахнуть, и радовать глаз.

С ув. Александр Сталин.